Шихабуддин аль-Марджани родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи, что находится на территории нынешнего Атнинского района Татарстана. Если говорить о предках этого замечательного человека, то известно о его предках следующее.
Семья, начальное образование и формирование интересов Марджани
Дед Шигабутдина - Субхан ибн Абд-ал-Карим - был одним из просвещенных людей своей эпохи. Долгое время он был имамом и мударрисом (учителем медресе) в селе Хусна, что располагается недалеко от Арска. Неизвестно, кто был учителем деда Марджани, но экзамены у него принимал оренбургский муфтий ал-Бурундуки, по указу которого он и получил должность муллы и мударриса. Приказ об этом датирован 1811 годом.
Отец Марджани - Багаутдин ибн Субхан - родился в январе 1787 году. В юности он уехал в Бухару, где устроился в медресе "Турсуния". Проучившись там 12 лет, познакомившись с произведениями классиков Востока, и несмотря на предложения эмира Бухары занять должность судьи, Багаутдин в 1814 году вернулся на родину. Здесь отец Марджани начинает вести преподавательскую деятельность в деревне Ябынчи. В 1821 году он переезжает в деревню Ташкичу.
Общение с дедом и отцом оказало большое влияние на развитие Шигабутдина Марджани. Благодаря их рассказам, у него сформировался интерес к изучению истории.
Начальное образование Ш. Марджани получил в медресе в деревне Ташкичу. Нужно отметить, что помимо учёбы в медресе, Марджани активно занимался самообразованием, изучая арабский и персидский по книгам, имеющимся в домашней библиотеке.
С 17 лет Шигабутдин Марджани начинает вести преподавательскую деятельность в медресе своего отца. Одной из первых его работ в области педагогики было составление учебника по морфологии персидского языка. Одновременно с этим, он начинает заниматься исследованием древностей, разбирает надписи на могильных камнях недалеко от родной деревни.
Годы учёбы и жизни в Бухаре и Самарканде
В начале 19 века многие представители татарских семейств оправляли своих детей для продолжения обучения в Бухару. Такое же решение было принято и семейством Марджани. В 1838 году Шигабутдин отправился в Бухару с попутным торговым караваном.
Путешествие это длилось чуть больше полугода и дало Марджани прекрасную возможность познакомиться с жизнью и бытом других народов, а также начать изучение географии. Прибыв в Бухару в декабре 1838 года, Шигабутдин Марджани начал посещать занятия сразу при двух медресе: "Кукельташ" и "Мирараб", а также стал брать уроки у одного из самых уважаемых мударрисов города - мирзы Салиха ал-Ходжанди.
Кроме этого, в Бухаре он познакомился с Хусаином ибн Мухаммед ал-Кирмани ал-Каргали, обладателем немалой библиотеки исторических сочинений, а также с Абд ал-Мумин Узбак ал-Афшанчи. Большую часть времени Ш.Марджани занимался самообразованием, так как был неудовлетворён программой обучения в медресе. Эта неудолетворённость в итоге привела к тому, что пять лет спустя, он переехал в Самарканд для продолжения учёбы в одном из лучших на тот момент медресе "Ширдар".
За время пребывания в Бухаре и Самарканде, Шигабутдин Марджани знакомиться с трудами многих учёных и историков, а также активно работает над написанием собственных трудов. За это время им написаны несколько богословских трактатов.
В числе работ бухарско-самаркандского периода: "Танбих абна ал-аср аля танзих анба Абу ан-Наср" ("Предупреждение сыновей эпохи беспристрастными известиями Абу Насра"). Годы, проведённые в Средней Азии, Шигабутдин Марджани посвятил, главным образом, изучению и копированию всевозможных редких книг, рукописей исторического содержания.
Возвращение в Казань
На родину, в Казань Шигабутдин Марджани вернулся, проведя одиннадцать лет в Средней Азии, в 1848 году. Через два года, в марте 1850 года, успешно сдав все требующиеся экзамены, он был назначен на должность имама-мударриса Первой Казанской мечети. Кроме этого, он был также назначен и главным преподавателем медресе.
Решительно взяв курс на реформирование образования в медресе, Шигабутдин Марджани оказался в оппозиции к правящей на тот момент светско-религиозной элите, в результате чего дважды, в 1854 и 1874 годах, его снимают с должности главного преподавателя медресе.
В 1867 году решением Духовного собрание мусульман Поволжья и Приуралья Марджани был назначен на должность ахунда и мухтасиба Казани. Это было несомненным признанием значимости его просветительской деятельности со стороны мусульманского руководства региона.
Среди поручений казанских властей, выполняемых Марджани: контроль за изданием текста Корана в казанской типографии, организация сбора денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения, составление отчетов о рождении, заключении браков и смерти мусульман для государственных учреждений, участие в судебных заседаниях.
Постепенно имя Ш.Марджани становится известным и за пределами Казани. В 1870 году была издана его книга "Назратуль-хакк", в которой были изложены новые для тех времени и среды религиозно-реформаторскими идеи. Благодаря этой работе, Марджани стал широко известен не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.
Просветительские идеи Марджани относились к самым разным сторонам общественной жизни татарского народа. В их числе: размышления о необходимости светского образования для татарского населения, а также - об усвоении прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур).
Ученого также немало заботили вопросы, связанные с воспитание с национального самосознания татарского народа. Он выказывал своё беспокойство о его благосостоянии, социально-экономическом и политическом положении. Шигабутдин Марджани искал ответы на вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: возможно ли "обновить веру", каким образом возможно поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации.