Современная мечеть Кул-Шариф является западной частью Казанского Кремля. Находится мечеть во дворе бывшего Юнкерского училища. Кул-Шариф ориентирована на Мекку с самой высокой точностью, который определяет спутник.
Иллюстрация с сайта Казанского Кремля
Комплекс мечети состоит из трех частей:
|
Проектировали мечеть архитекторы:
|
Проект архитекторов И. Сайфулина, С. Шакурова, Ш. Латыйпова и А. Саттарова победил в конкурсе, который был объявлен для выбора лучшего проекта по возрождению мечети. Конкурс был завершен в мае 1996г. Архитекторы постарались сохранить общую композицию всего комплекса, но немного изменили его художественный образ. Архитекторы заложили ряд смысловых нюансов, которые приблизили архитектуру Кул-Шариф к местным традициям.
Н.Х.Халитов знакомит президента Татарстана М.Ш.Шаймиева (слева) с конкурсными проектами будущей мечети "Кул-Шариф". Июль 1996 г. Будущая мечеть "Кул-Шариф" в процессе строительства. Фото Н.Халитова, 1997 г. Буклет Казанского Кремля со схемой комплекса Кул Шариф |
Композиция мечети Кул Шариф
Композиция мечети симметрична, в центре размещен двор, по краям – два павильона, которые как бы связывают в пространстве здание бывшего юнкерского училища и комплекс мечети. Таким образом, архитекторы придали особую градостроительную значимость и обогатили панораму Кремля.
Мечеть может вмещать в себя около полторы тысяч человек – внутреннее пространство позволяет это. А на площади могут разместиться до десяти тысяч человек. Кул-Шариф это огромный комплекс, который включает в себя не только здание мечети, но и большую библиотеку в виде музея, управление имама и издательский центр.
Купольное здание имеет четыре минарета по углам – это и есть центр задуманной композиции. Идея построения минаретов заключалась в том, чтобы символически показать воссоздавшийся разрушенный несколько веков назад древний символ ислама – аль-Кабир города Булгар. Каждый основной минарет имеет высоту около 57 метров. В Казани есть убеждение, что их мечеть самая высокая в Европе. Минареты покрашены в бирюзовый цвет для того, чтобы придать светлый образ мечети.
Вид на Казань с одного из минаретов мечети Кул Шариф
Двухэтажный полуцилиндр примыкает к основной части, здесь находятся псевдоминареты, которые акцентируют вход. Над входом нависает второй этаж, он опирается на несколько круглых колон. Вестибюль главного входа располагается недалеко от помещения имама, молельного зала и балкона-галереи для женщин. В мечеть можно зайти с главной молельной площади – это северная сторона здания. Однако вход в музей ислама находится с другой стороны – с южной.
Купол украшен формами, ассоциирующиеся с образом «Казанской шапки». Он находится на высоте 36 метров. Существует легенда, что после падения Казани корона Казанских ханов была вывезена в Москву. Корону сейчас можно узреть в Оружейной палате на экспозиции. Также существует версия, что корона была изготовлена восточными мастерами, скорее всего, жителями Казани, по приказу царя Ивана Грозного, непосредственно после взятия Казани. Как говорится в этой легенде, это было сделано для упрочнения титула Казанского царя.
Составной частью комплекса мечети является здание пожарной части. Оно располагается южнее мечети, эти два здания связаны стилистически между собой. Например, форма и цвет купола, здания одинаково отделаны мрамором.
Архитектурные элементы интерьера Кул Шарифа
В архитектуре Кул Шариф преобладают нежные и чистые цвета Лучи, кровля и лотки Кул Шарифа. Вид изнутри |
Еще одно условие, которое поставили перед собой архитекторы мечети: отразить архитектурными методами традицию тысячелетнего зодчества татар. Эта идея переплетается в конструкции стрельчатых арок, которые обрамлены в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. Арки подчеркивают сходство с конструкцией юрт. Ведь юрты были первыми мобильными мечетями кочующих турок. В стены вписаны окна, которые заполнены цветными витражами. Таким образом, восьмилучевое пространство покрывается кровлей из восьми лотков.
Еще одним художественным элементом, который органично вплелся в архитектуру мечети, можно смело считать тюльпан. Этот цветок является древнебулгарским знаком возрождения и процветания. В форме тюльпана прорезаны окна на куполе.
План здания представлен в виде двух квадратов, пересеченных под углом 45 градусов. Они пересечены в виде знаменитого мусульманского знака, который означает «благословение Аллаха». Внутри здания находятся пять этажей, это включая цокольный этаж и технический. Цокольный этаж образует стилобат здания, в нем запроектированы женский вестибюль, здесь же располагаются помещения для омовений.
Мозаичный тюльпан в окнах Кул Шарифа Помещение для омовения |
В цокольном этаже также находится Музей ислама и гардеробы. Имеются также несколько промежуточных уровней, они используются по техническим или вспомогательным назначениям. Ритуальное и музейное помещение разделены как бы на две зоны – мужскую и женскую. Для мужчин и женщин предусмотрено два входа и два выхода.
Мечеть украшают восемь полумесяцев, их столько же, сколько было минаретов у исторической мечети 16 века.
В мечети Кул Шариф 2 этажа-зала. Для мужчин и для женщин Полумесяц мечети Кул Шариф |
Детали внутреннего убранства "Кул-Шарифа"
Что касается отделки, то здесь можно увидеть отделочные работы, которые уникальны в своем роде. Здесь и панно из керамики, и росписи, которые были выполнены по технологии 16 века (времени знаменитого сеида Кул Шарифа, в честь которого и названа эта мечеть), резной ганч (ганч это такой прочный материал, который податливее камня и дерева, его еще называют алебастром). Интерьер украшен также римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву, здесь уникальные витражи, цветные стекла, которые были изготовлены по технологии запекания. Очень много позолотных работ, золотого шитья.
Холл на первом этаже Кул Шарифа Потолки Кул Шарифа в молельном зале Центральная люстра в молельном зале Кул Шарифа |
Фасад облицован мрамором и гранитом. В отделке были также применены такие камни как мраморный оникс и змеевик (серпентин).
Красивый внешний вид и уникальный интерьер комплекса были достигнуты благодаря разработке архитекторами смысловых элементов, деталей, которые сблизили мечеть с местными традициями. Восьмиминаретный собор украшен гранитом и мрамором, которые были привезены из Урала. Интерьер в 2000 квадратных метров пестрит коврами – даром иранского правительства. Огромная чешская цветная люстра из хрусталя имеет диаметр в 5 метров, весит около 2 тонн. Красивейшие витражи и мозаика, позолота и лепнина добавляют храму величие. Кул-Шариф возводили строители из Турции. Вообще весь храм возводился чуть ли не всем миром. На строительство ушло около 400 млн. рублей, эти деньги пожертвовали 40 тысяч граждан и множество организаций.
Холл на первом этаже Кул Шарифа Купол мечети и люстра |
Восстанавливая мечеть, архитекторы не только старались реабилитировать утраченную градостроительную и композиционную целостность Кремля, но, важно также было архитектурными элементами показать и символизировать мир, мир между двумя главными конфессиями Татарстана – мусульманской и православной.