Мечеть Кул-Шариф
Кул-Шариф в новостях Исторические статьи Фоторепортажи

Фатих Амирхан. Хан татарской литературы

Из всех творческих людей, имена которых связаны с Казанью, особое место в истории города и всего татарского народа занимает имя Фатиха Амирхана. Его творчество сочетает в себе лиризм и едкую иронию, а судьба тесно связана с поворотами революционных лет начала 20 века
Фатих Амирхан. Хан татарской литературы. История в лицах

Фатих Амирхан родился 1 января 1886 года. Отец его был имамом казанской мечети Иске Таш, а проживало семейство в Новотатарской слободе. Предки Амирхана были татарскими мурзами Казанского ханства и многие из представителей его рода были выдающимися мусульманскими священнослужителями.

Хусаин Амирхан, дед Фатиха, был крупным историком, занимался изучением булгаро-татарской старины, а также жизни и деяний знаковых фигур исламского мира. Кроме этого, Хусаин Амирхан возглавлял одну из самых крупных мусульманских общин Казани.

Детство и юность Фатиха

В 1893 году Фатих Амирхан приступил к учёбе в приходском мектебе, где проучился всего два года. После чего, в 1895 году, по настоянию отца - Мухамедзарифа Амирханова, перешёл из мектеба на учёбу в медресе "Мухаммадия".

В те годы "Мухаммадия" было самым крупым новометодным учебным заведением Казани. Медресе руководил Г.Баруди - педагог и крупный религиозный деятель, друг отца Фатиха. Ф. Амирхан проучился в медресе 10 лет. Именно эти годы определили дальнейший жизненный путь будущего писателя.

Из медресе Фатих Амирхан вышел с блестящим богословким образованием, отличными знаниями истории и литературы Востока, а кроме этого немного знал некоторые светские науки и письменный русский язык.

Фатих Амирхан и движение шакирдов

Обладая лидерскими качествами, Фатих Амирхан возглавил небольшую группу шакирдов (учеников) медресе, которым было "тесно" в границах религиозной школы и всей системы образования тех лет.

Подобная деятельность привела к созданию тайного объединения "Иттихад" ("Единение"), целью которого молодые люди ставили коренное реформирование программы обучения в медресе, а также улучшение матуриальных и бытовых условий для учащихся. Кружок "Иттихад" выпускал сбоственный рукописный журнал, проводил встречи с недовольными учениками. Главным же событием была постановка спектакля по пьесе "Несчастный юноша", который был сыгран в медресе в 1903 году в отсутствие руководителя медресе и наставника Г.Баруди.

Несмотря на активную социальную деятельность в медресе, Фатих Амирхан думал оставить обучение там и поступить в Татарскую учительскую школу. Недостаток же образования будущий писатель стремился компенсировать частным обучением.

Одним из его репетиторов стал известный в Казани социал-демократ С.Н. Гассар, кроме этого, молодой человек довольно часто общался и с Х.Ямашевичем. Всё это вызвало у Фатиха Амирхана живой интерес к политической деятельности.

В годы первой русской революции Фатих всё-таки оставил учёбу в медресе и активно занялся организацией всероссийского движения учащихся под названием "Ислах" ("Реформа"). Как представитель татарской молодёжи, он принимал участие практически во всех съездах мусульман России, высказывая порой довольно критическое отношение к позиции представителей духовенства и буржуазии.

Размолвка с семьёй и отъезд из Казани

Отец Фатиха не одобрял его общественную деятельность и тот подчёркнуто светский образ жизни, который он вёл. На почве "социалистических" увлечений сына и его сомнительных, по мнению Мухамедзарифа Амирхана, знакомств, в 1906 году отец и сын окончательно рассорились.

Фатих Амирхан покинул родной дом, какое-то время жил на частных квартирах или снимал номера, продолжая при этом участвовать в движении шакирдов. Но осенью того же 1096 года был вынужден уехать из Казани в Москву, опасаясь полицейских преследований. В Москве Фатих Амирхан совместно с Мухаметзагидом Шамилем, внуком легендарного Шамиля, работал над изданием детского журнала "Тарбиятель Эфталь" ("Воспитание детей"). В этом издании были опубликованы первые журналистские работы Фатиха.

Болезнь Амирхана и его общественная деятельность

В Москве Фатих Амирхан прожил недолго: уже весной 1907 года он вернулся в Казань и восстановил отношения с отцом, а также вновь возглавил казанскую молодёжь. Меньше чем через полгода после возвращения в родной дом, 15 августа 1907 года, Фатих Амирхан оказался парализован.

Поддержка родных и друзей помогла ему не оставить активную общественную и творческую деятельность и 7 октября 1907 года был издан первый номер газеты "Эль-ислах". Это печатное издание было одним из самых смелых и бескопромиссных в то время.

Фатих Амирхан активно отстаивал интересы шакирдов, а также ратовал за проведение полной реформы системы всего мусульманского образования. Ф. Амирхан стал ярким и довольно жёстким публицистом: он критиковал нерешительность, показную религиозность и равнодушие облечённых властью лиц.

Для творчества Амирхана этого периода характерно не только беспощадное, а порой и излишнее, высмеивание духовных лиц, но и утопическое видение будущего, в котором есть место для культуры, технического прогресса и для религии. В октябре 1908 года состоялось его знакомство с Г.Тукаем. С этого момента начались их дружба и сотрудничество. Сначала - в газете "Эль-ислах", а после 1909 года - в журнале "Ялт-Йолт" ("Зарница").

С 1912 года Фатих Амирхан начал работать в газете "Кояш" ("Солнце"), издаваемой братьями-купцами Каримовыми. В этот период в его творчестве на первое место выходят вопросы единства нации, сохранения и развития языка, культуры, религии. Самые известные его произведения этого времени: повесть "Хаят" (1911), роман "На перепутье" (1912), драма "Неравные" (1914).

В двадцатые годы в прессе прошёл ряд публикаций, обвиняющих Ф.Амирхана во всех смертных грехах. Писатель на тот момент уже был тяжело болен туберкулезом и практически никак не отреагировал на эти статьи. Последние дни Фатих Амирхан доживал в одиночестве, вдалеке от родной Новотатарской слободы, в доме на улице Большая Красная. Он скончался 9 марта 1926 года и был похоронен на мусульманском кладбище рядом с могилами своего отца, дяди и деда.

Кул Шариф в Google+
Фатих Амирхан. Хан татарской литературы
Рассказать друзьям

Еще статьи

статья
Историк, богослов и археолог — Шигабутдин Марджани
В истории любой страны и любого народа найдутся личности, талатливые буквально во всём и внесшие немалый вклад в развитие тех отра...
статья
Шестой муфтий — Мухаммад-Сафа Баязитов
Мухаммат-Сафа Баязитов был сыном Атауллы Баязитова - весьма образованного и уважаемого человека, немало сделавшего для культурного...
статья
Пятый общероссийский муфтий — Мухаммадьяр Султанов
В 1886 году, 3 марта пост всероссийского муфтия занял Махуммадьяр Султанов, образованный и умеющий общаться со светскими властями ...
статья
Салимгарай Тевкелев — четвёртый всероссийский муфтий
Представитель одной из самых известных татарских фамилий, дворянин, помещик и отставной военный. Человек, которого Шигабутдин Мард...
статья
Третий общероссийский муфтий — Габделвахид Сулейманов
Рассказ о жизни и деятельности достойного преемника и продолжателя начинаний первого и второго всероссийских муфтиев - Габделвахит...
статья
Габдессалям Габдрахманов — второй общероссийский муфтий
Быть вторым ничуть не проще, чем первым. Наоборот, быть достойным своего предшественника и соответствовать возлагаемым на тебя над...
Главная страница О мечети Обряды в Кул-Шарифе Новости, статьи, фото Гостевая книга Контакты

Главная

Контакты

Гостевая

О мечети Инфоцентр Обряды
© 2012-2017 Мечеть "Кул-Шариф", неофициальный сайт.
О сайте и конфиденциальности
Сайт входит в сеть мусульманских сайтов Muslimnet
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф